• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

Индира Шандиева рассказала журналистам о том, как Московское УФАС России рассматривает жалобы на организатора торгов за несколько дней

Коротко и ясно

 

О рассмотрении жалоб на организатора торгов за несколько дней

 

В Московском Управлении Федеральной антимонопольной службы России накоплен определенный опыт рассмотрения по короткой процедуре жалоб на действия организатора торгов. Об особенностях этой работы обозревателю БОИ «Московские торги» рассказывает заместитель руководителя столичного УФАС Индира Шандиева.

 

- Индира Оразалиевна, насколько я понимаю, это сравнительно новая практика. Аналогичный порядок обжалования действий организаторов торгов существует в госзаказе уже давно. А теперь такая процедура появилась для других торгов, не относящихся к сфере государственных закупок.

 

-Да, короткая процедура административного (досудебного) рассмотрения подобных жалоб в области госзакупок была предусмотрена уже много лет назад, но торги ведь проводятся не только в этой сфере. Конкурентные начала отбора заложены во многих нормативных правовых актах. По результатам торгов и иных  конкурентных процедур заключаются договоры аренды, продажи государственного и муниципального имущества, земельных участков, участков недр и так далее. Возможность рассматривать жалобы по короткой процедуре в этой сфере появилась с вступлением в силу «третьего антимонопольного пакета», который начал действовать с 6 января 2012 года. Теперь по статье 18.1 Закона «О защите конкуренции» рассматриваются жалобы на любые торги, проведение которых обязательны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Существует единственный критерий - обязательность проведения торгов.

 

-Насколько востребованным оказалось расширение сферы применения «короткой процедуры»?

 

- Недавно мы подвели первые итоги. Оказалось, что за прошедший год Московским УФАС России по короткой процедуре было принято к рассмотрению жалоб на 706 торгов (процедур). Это достаточно серьезная цифра, подтверждающая злободневность данной проблемы. Мы все прекрасно понимаем, что в динамичном мире должна быть динамичная реакция на нарушения. И теперь в российском законодательстве появился современный, отвечающий нынешним реалиям  механизм реагирования на нарушения со стороны организатора при проведении обязательных торгов. При этом, антимонопольный орган обязан рассмотреть соответствующую жалобу в течение 7 рабочих дней. Но это крайний срок, Московское УФАС России обычно рассматривает жалобы на 5-6 день.

 

- На что вам чаще всего жаловались?

 

- Если классифицировать жалобы по нормативным правовым актам, в соответствии с которыми проводились торги, то надо отметить, что Московским УФАС России в 2012 рассмотрено жалоб на торги (закупки) по Закону 223-ФЗ, Закону о банкротстве, Закону об исполнительном производстве, Жилищному кодексу (75-ПП), Лесному кодексу, Водному кодексу, Закону о защите конкуренции (аренда) и даже по постановлению Правительства Москвы о предоставлении торговых мест (26-ПП) и это не полный перечень.

 

- Как количественно распределились жалобы по этим нормативным правовым актам?

 

 - В количественных значениях картина следующая. В 2012 году Московским УФАС России приняты к рассмотрению по статье 18.1 Закона «О защите конкуренции» жалобы на 706 процедур. По ним принято решений:

- более 230 - по корпоративным закупкам (223-ФЗ);

– 70 решений по аренде;

- 57 решений по торгам по продаже имущества должника (Закон о банкротстве);

- 78 решений по торгам на размещение нестационарного торгового объекта в г. Москве

- 20 решений по торгам по отбору аудиторской компании (307-ФЗ);

- 27 решений по торгам по отбору управляющих компаний

- 21 решение по торгам по продаже арестованного заложенного имущества и т.д.;

- отозваны жалобы на 93 процедуры

Количество жалоб увеличивается с каждым днем. Ударным был конец прошлого года. Увеличение количества жалоб закономерно и прогнозируемо. Основная масса предпринимателей узнали о статье 18.1 Закона «О защите конкуренции» только недавно. О высокой степени доверия к этому институту говорит тот факт, что предприниматели обращаются к нам неоднократно (по разным делам) и при этом получают возможность претендовать на заключение договора.  То есть антимонопольный орган благодаря этому институту обжалования стал важным звеном между организаторами торгов (заказчиками) и участниками, неким гарантом не злоупотребления правом со стороны организаторов торгов (заказчиков), не ухудшения положения инвесторов.

 

- Количество жалоб на торги, проводимые по 223-ФЗ, тоже увеличивается?

 

- Да, безусловно. Но это отдельная тема, резонансная, предмет отдельного интервью. Пока не буду на ней подробно останавливаться. Скажу только то, что это объясняется большим количеством заказчиков — субъектов 223-ФЗ.

 

- Имущественные торги – тоже довольно резонансная тема. По ней возможен какой-то комментарий?

 

- Действительно, к нам поступает много жалоб на действия организатора при проведении имущественных торгов. Правда, ситуация упрощается тем, что договоры по результатам таких торгов подлежат государственной регистрации. И в большинстве случаев до наступления этого этапа, то есть до регистрации договора, нам удается выдать обязательное для исполнения предписание.

Конечно, контроль должен осуществляться сообща.  Поскольку мы имеем дела с договорами, которые подлежат регистрации, мы обратились в Росреестр по Москве с просьбой при принятии решения о регистрации учитывать вынесенные предписания. Ведь сделка может быть впоследствии признана недействительной. Но такая модернизация возможна только на основании совместно подготовленной концепции.

В завершение хочу сказать, что самое главное преимущество короткой процедуры обжалования — это то, что в рамках рассмотрения жалоб раскрываются все законодательные пробелы, порождающие проблемы, требующие незамедлительного «оперативного вмешательства». Ярким примером является продажа арестованного залогового имущества, когда заявки принимаются всего несколько часов, точнее в определенные дни и по два часа, что в итоге составляет иногда всего 6 часов.

Надо развивать институт публичного контроля не только за корпоративными закупками, госзаказом, а также за остальными торгами. Например, над тем, как реализуется заложенное имущество. Ведь никто из нас не застрахован от  этого. Пытаясь улучшить условия существования, мы идем на риск, а наше драгоценное имущество может быть распределено в кулуарах и за гроши.      

Тем более, что все условия для развития общественного контроля в этой сфере созданы. С 01.01.2013 информация о торгах по реализации заложенного имущества подлежит размещению на едином общероссийском сайте – www.torgi.gov.ru

 

 

БОИ "Московские торги"