С 23 июля 2012 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «О рекламе»

С 23 июля 2012 года статья 22 Федерального Закона «О рекламе» утрачивает силу, и требования к рекламе алкогольной продукции устанавливаются статьей 21 Федерального закона «О рекламе».

Согласно пункту 7 части 2 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в редакции от 30.06.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» с 1 июля 2012 года под алкогольной продукцией понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием и без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива.

Таким образом, к алкогольной продукции с 1 июля 2012 года относится пиво с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции. В случае если в пиве содержится этилового спирта не более 0,5 процента объема готовой продукции (так называемое безалкогольное пиво), то такое пиво не подпадает под понятие алкогольной продукции. Соответственно, на рекламу такого пива не распространяюся требования статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Если распространяется реклама безалкогольного пива с содержанием средств индивидуализации продукции (товарных знаков), используемых для обозначения, в том числе пива с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции или иной алкогольной продукции, и из рекламы четко не следует, что объектом рекламирования является именно безалкогольное пиво, то такая реклама должна соответствовать требованиям статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Реклама алкогольной продукции должна соответствовать специальным требованиям, предъявляемым к рекламе алкогольной продукции, в частности части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

 

 

Так, согласно части 1 статьи 21 Федерального закона « О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна:

1.      содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния;

2.      осуждать воздержание от употребления алкогольной продукции;

3.      содержать утверждение о том, что алкогольная продукция безвредная или полезная для здоровья человека, в том числе информацию о наличии в алкогольной продукции биологически активных добавок, витаминов;

4.      содержать упоминание о том, что употребление алкогольной продукции является одним из способов утоления жажды;

5.      обращаться к несовершеннолетним;

6.      использовать образы людей и животных, в том числе выполненные с помощью мультипликации (анимации).

Согласно пункту 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться в теле- и радиопрограммах.

Соответственно, с 23 июля 2012 года реклама алкогольной продукции (включая пиво) на кабельных и спутниковых каналах будет нарушать положения пункта 3 части 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе».

Положения Федерального закона «О рекламе» распространяются, в том числе и на рекламу, размещаемую в сети Интернет.

Специальных положений, устанавливающих требования к рекламе алкогольной продукции, распространяемой в сети Интернет, Федеральный закон «О рекламе» не содержит. Однако реклама алкогольной продукции, размещаемая в сети Интернет, должна соответствовать общим требованиям, предъявляемым к рекламе.

В частности, с учетом положений пункта 5 части 1 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться на Интернет-сайтах с «детской» направленностью.

В соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона «О рекламе» реклама алкогольной продукции не должна размещаться:

1) на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и обложках журналов;

2) в предназначенных для несовершеннолетних печатных изданиях, аудио- и видеопродукции;

3) в теле- и радиопрограммах, при кино- и видеообслуживании;

4) на всех видах транспортных средств общего пользования и с их использованием, а также снаружи и внутри зданий, сооружений, обеспечивающих функционирование транспортных средств общего пользования, за исключением мест, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции;

5) с использованием технических средств стабильного территориального размещения (рекламных конструкций), монтируемых и располагаемых на крышах, внешних стенах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их;

6) в детских, образовательных, медицинских, санаторно-курортных, оздоровительных, военных организациях, театрах, цирках, музеях, домах и дворцах культуры, концертных и выставочных залах, библиотеках, лекториях, планетариях и на расстоянии ближе чем сто метров от занимаемых ими зданий, строений, сооружений;

7) в физкультурно-оздоровительных, спортивных сооружениях и на расстоянии ближе чем сто метров от таких сооружений.

При этом частью 2.1. статьи 21 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что реклама алкогольной продукции с содержанием этилового спирта пять и более процентов объема готовой продукции разрешается только в печатных изданиях с учетом положений пунктов 1 и 2 части 2 настоящей статьи, в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, в том числе в дегустационных залах таких торговых объектов, а также в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Таким образом, реклама алкогольной продукции (включая пиво) допускается в стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, при этом, по мнению специалистов ФАС России, киоски не могут быть отнесены к стационарным объектам в силу своих конструктивных особенностей.

При этом реклама алкогольной продукции в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде ее чрезмерного потребления, причем такому предупреждению должно быть отведено не менее чем десять процентов рекламной площади (пространства).

Челябинское УФАС России