Михаил Гатов рассказал об общественном контроле госзаказа

Интервью заместителя руководителя Московского УФАС России Михаила Гатова для Информационно-аналитического издания «Бюллетень Оперативной Информации «Московские торги»

 

 

Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Московского УФАС России рассматривает по вопросам госзакупок более 100 обращений в неделю. И только 5% из них подают общественные организации. С чем связана такая статистика, - на этот вопрос отвечает заместитель руководителя Московского УФАС Михаил Гатов.

- МИХАИЛ СЕРГЕЕВИЧ, ПРАВО ПОДАВАТЬ ЖАЛОБЫ В ФАС ТЕПЕРЬ ИМЕЮТ НЕ ТОЛЬКО УЧАСТНИКИ РАЗМЕЩЕНИЯ ЗАКАЗА, НО И ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ. МНОГО ЛИ ОТ НИХ ПОСТУПАЕТ ЖАЛОБ В «ОБЩЕМ ПОТОКЕ»?

- Механизм общественного контроля является неотъемлемой частью законодательства о размещении заказов. Федеральным законом от 21.04.2011 ФЗ-79 были внесены поправки в ч. 1 ст. 8 Закона о размещении заказов, значительно расширяющие круг потенциальных заявителей на действия государственного заказчика. Из указанной нормы было исключено предложение о том, что «участниками размещения заказа являются лица, претендующие на заключение контракта». В результате теперь подавать жалобу на возможные нарушения государственных заказчиков может любой человек или организация.

Кроме того, разработка и внедрение общедоступного сайта госзакупок (zakupki.gov.ru) представляет возможность изучить всю процедуру закупки любому заинтересованному лицу, начиная от публикации документации и заканчивая выбором победителя и заключением государственного контракта. Это сделано для повышения ответственности государственных заказчиков и максимальной прозрачности в деятельности всех участников размещения заказа.

Что касается непосредственного ответа на ваш вопрос, то в настоящий момент обращения лиц, не заинтересованных напрямую в заключении государственного контракта, составляют менее 5%.


- КТО ЧАЩЕ ДРУГИХ ПОДАЕТ ЖАЛОБЫ? КАКАЯ ИЗ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ДЕЙСТВУЕТ НАИБОЛЕЕ АКТИВНО И ПРОФЕССИОНАЛЬНО?

- В последнее время все чаще принимает участие в мониторинге и обжаловании действий государственных заказчиков Межрегиональная общественная организация содействия защите прав граждан и безопасности общества «Безопасное отечество». На ее счету большое количество жалоб, поданных на различные действия государственных заказчиков. При этом большое количество выявленных нарушений имеют формальный характер и не влекут за собой выдачу предписания, поскольку не влияют, да и не могут повлиять на результат торгов.

Также в Московское УФАС России нередко поступают жалобы таких организаций, как ООО «Молодые юристы», ОАО «Безоткатные поставки», осуществляющих свою деятельность на основании обращений граждан и юридических лиц, а также на основе самостоятельного исследования и мониторинга информации, находящейся на официальном сайте госзакупок.

- ХОРОШО БЫ ПРИВЕСТИ КОНКРЕТНЫЕ ИСТОРИИ, КОГДА БЫЛ ПРОДЕМОНСТРИРОВАН ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ИЛИ, НАОБОРОТ, ДИЛЕТАНТСКИЙ ПОДХОД СО СТОРОНЫ ОБЩЕСТВЕННИКОВ.

- Нередко обжалуемые действия связаны с отсутствием требований к объему работ, подлежащих выполнению в рамках заключаемого контракта. Это лишает участника размещения заказа возможности обоснованно сформировать свое предложение, например в случае отсутствия проектно-сметной документации на осуществление строительных работ, в случае жалоб общественников на действия государственного заказчика ГУ УКС МЧС России.

Но бывают и другие случаи. Например, гражданка К., воспользовавшись имеющимся у нее правом на неограниченную подачу жалоб в контролирующий орган, в течение многих месяцев обжаловала буквально все действия государственного заказчика - Фонда содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере при проведении открытых конкурсов для субъектов малого предпринимательства по программе «Старт-2012». В результате рассмотрения ее «сигналов» большинство из них были признаны необоснованными.

- ЧТО МОЖНО СКАЗАТЬ О МОТИВАХ, КОТОРЫМИ, ПО ВАШЕМУ МНЕНИЮ, РУКОВОДСТВУЮТСЯ ЛИДЕРЫ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ПОДАВАЯ ЖАЛОБЫ В ФАС? В РОССИИ ПРОСЫПАЕТСЯ ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО? ИЛИ ПОРОЙ ТАКИМ ОБРАЗОМ СВОДЯТСЯ СЧЕТЫ? МОЖЕТ БЫТЬ, ЧТО-ТО ТРЕТЬЕ?

- Размещение государственного заказа в Российской Федерации всегда носило резкий резонансный характер, что нередко привлекало внимание общественности. Для кого-то подача жалобы - это действительно борьба против неэффективного расходования бюджетных средств и ограничения конкурентной среды, для кого-то - возможность привлечь внимание и заявить о себе на рынке государственных заказов. Необходимо отметить, что Федеральная антимонопольная служба при осуществлении контрольных функций находится вне политики. Независимо от самого субъекта, обратившегося с жалобой, и его мотива, ФАС в любом случае проводит проверку на соответствие процедур размещения государственных заказов действующему законодательству. В случае выявления нарушений принимает меры по устранению и предотвращению таковых.

- ЧТО ПРОИЗОЙДЕТ, ЕСЛИ ПОТОК ЖАЛОБ ОТ ОБЩЕСТВЕННИКОВ УВЕЛИЧИТСЯ В НЕСКОЛЬКО РАЗ? У МОСКОВСКОГО УФАС ЕСТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ РАССМАТРИВАТЬ В НЕДЕЛЮ 150 И БОЛЕЕ ЖАЛОБ?

- Следует принимать во внимание, что рассмотрение жалоб связано с рядом неблагоприятных последствий, в том числе и для государственных учреждений. Процедура содержит обязательное требование о приостановлении размещения заказа в порядке, установленном ч. 4 ст. 60 ФЗ-94, что нередко вызывает срыв работ, имеющих непрерывный характер.

Кроме того, механизм обжалования действий государственного заказчика не предусматривает процедуру внесения «госпошлины» (по аналогии с судебным процессом), которая служит своего рода залогом добросовестности обратившегося лица. Это обстоятельство располагает к тому, чтобы среди заявителей появлялись лица, преследующие неблаговидную цель – за счет жалобы оказать давление на государственного заказчика либо сорвать размещение заказа. При этом под флагом борьбы с «коррупцией чиновников» могут реализовываться совершенно иные интересы, в результате чего сроки заключения государственного контракта затягиваются, создаются препятствия для осуществления хозяйственной деятельности заказчиков, а порой происходят и негативные социальные последствия.

В настоящий момент Комиссия по контролю в сфере размещения заказа Московского УФАС России уже рассматривает более 100 обращений в неделю. И это еще не предел: наблюдается тенденция постоянного увеличения количества поданных жалоб. Это говорит о повышении активности как потенциальных участников размещения заказа, обращающихся для защиты нарушенных прав, так и субъектов, осуществляющих самостоятельный мониторинг за деятельностью государственных заказчиков. В любом случае общественная активность в сфере госзаказа является важным элементом развития гражданского общества.