ФАС России разъясняет ситуацию по реализации постановления Правительства РФ №599 при оказании хозяйствующим субъектам услуг по заправке и хранению авиационного топлива в аэропортах

В адрес ФАС России поступают обращения хозяйствующих субъектов (авиакомпании, поставщики авиатоплива) об отказах организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение в ряде аэропортов Российской Федерации, в приеме на хранение принадлежащего им авиатоплива для обеспечения авиаперевозок.

В ходе рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства, связанных с необоснованном уклонении аэропортов от заключения с авиакомпаниями договоров хранения авиатоплива ФАС России установила, что Минтранс России издал телеграмму для организаций, выполняющих обслуживание воздушных судов в аэропортах, авиакомпаний, управлений воздушным транспортом с целью информирования указанных лиц о порядке регистрации новых тарифов в части обеспечения авиаГСМ.

Согласно указанной телеграммы Минтранса России регистрация тарифов будет производиться в соответствии с действующим порядком регистрации после утверждения тарифов в установленном порядке.

Также установлено, что в настоящее время Центр регистрации тарифов Транспортной клиринговой палаты (далее – ЦРТ) на этом основании отказывает аэропортам, которые еще не утвердили новые тарифы в части обеспечения авиаГСМ в ФСТ России, в регистрации указанных тарифов (временных до принятия решения ФСТ России).

ФАС России считает, эта телеграмма Минтранса России носит рекомендательный характер и не является правоустанавливающим документом.

В настоящее время ФСТ России в установленном порядке рассматривает материалы по установлению тарифов за услуги «обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом» и «хранение авиационного топлива» для хозяйствующих субъектов, и регистрация ЦРТ тарифов только после утверждения их в ФСТ России препятствует организациям, осуществляющим авиатопливообеспечение в аэропортах, оказывать перевозчикам услуги, установленные законодательством, что может привести к нарушению антимонопольного законодательства.

В виду этого ФАС России направил в адрес Минтранса России и ЦРТ письма с просьбой урегулировать ситуацию.

Из представленных позиций Минтранса России и ФСТ России относительно применения тарифов по обеспечению авиаГСМ и регистрации договорных тарифов по хранению авиационного топлива, следует, что, до утверждения в установленном порядке тарифов на услуги для организаций, оказывающих услуги по заправке и хранению авиационного топлива возможно применение ими:

- зарегистрированного тарифа за обеспечение авиаГСМ – при осуществлении заправки воздушных судов авиационным топливом;

- договорных тарифов – при осуществлении услуги по хранению авиационного топлива.

В связи с этим, Минтранс России направил телеграмму организациям, осуществляющим наземное обслуживание воздушных судов с указанными предложениями.

Также в адрес ФАС России поступило письмо ЦРТ о готовности регистрировать указанные тарифы до их утверждения ФСТ России незамедлительно в соответствии с действующим порядком.

Другой причиной отказа организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение, в предоставлении хозяйствующим субъектам (авиакомпаниям, поставщикам авиатоплива) возможности воспользоваться правом хранить собственное топливо на территории аэропорта является, по мнению организаций, осуществляющих авиатопливообеспечение, отсутствие механизмов реализации положений, закрепленных Правилами обеспечения доступа к услугам субъектов естественных монополий в аэропортах,.

ФАС России считает, что до утверждения методики расчета технической возможности аэропортов при осуществлении аэропортовой деятельности по обеспечению заправки воздушных судов и хранению авиационного топлива необходимо исходить из положений Закона о защите конкуренции.

Таким образом, для организаций, оказывающих услуги по заправке и хранению авиационного топлива создаются все условия для реализации положений постановление Правительства Российской Федерации № 599.