Наружная реклама банковской услуги вводила в заблуждение импульсивных вкладчиков

В результате проверки столичной наружной рекламы, Московское УФАС России возбудило дело по признакам нарушения законодательства о рекламе в отношении ЗАО КБ "Ситибанк", по факту размещения наружной рекламы «Думайте, что делать с рублями? 14% годовых в рублях на 6 месяцев Citibank».

При рассмотрении дела, комиссией Московского УФАС России установлено, что в рекламе информация о процентных ставках выделена цветом и шрифтом большого размера, а информация об иных существенных условиях предоставления услуг по «Депозиту» - мелким, трудночитаемым, и занимает менее 5% от площади рекламы. Все это, по мнению антимонопольного органа, не позволяет потребителю рекламы прочесть и воспринять весь объем информации. Кроме того, в указанной рекламе отсутствовала информация о минимальной сумме Депозита – 15000 рублей.

Таким образом, несмотря на формальное наличие в рекламе сведений об условиях оказания услуг по банковскому Депозиту, помимо крупно указанной в рекламе информации о максимальной процентной ставке по Депозиту, форма предоставления иных существенных для потребителя рекламы сведений о предоставлении банковской услуги такова, что они потребителями не воспринимаются и фактически в рекламе отсутствуют.

Ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе», предусмотрено, что реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименования лица, оказывающего эти услуги, а именно, наименование юридического лица, оказывающего указанные в рекламе услуги. Антимонопольный орган обратил внимание, что в указанной рекламе такие сведения не приводились.

Согласно п.2 ч.2 ст.28 ФЗ «О рекламе», реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В соответствии с ч.7 ст.5 ФЗ «О рекламе», не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом  искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Антимонопольный орган признал несостоятельными доводы ЗАО КБ "Ситибанк" о том, что в законодательстве отсутствуют требования к размеру шрифта. Исходя из законодательного понятия рекламы и требований ч. 7 ст. 5, ч. 1 ст. 28, п. 2 ч. 2 ст. 28 ФЗ «О рекламе», вся информация в рекламе должна быть отражена таким образом, чтобы могла быть прочитана, воспринята неопределенным кругом лиц, потребителями рекламы. В рассматриваемой наружной рекламе, рассчитанной на импульсивное восприятие содержащейся в ней информации, часть информации и условий оказались не читаемы даже с максимально близкого расстояния, на которое возможно приблизиться к рекламному плакату, в то время как условие о процентной ставке по Депозиту, привлекательное для потребителей, в рекламе выполнено шрифтом во много раз превышающем иные условия. Кроме того, антимонопольный орган обратил внимание, что в рекламе отсутствует информация о наименовании банка.

По итогам рассмотрения дела предписание об устранении нарушения антимонопольный орган не выдал (в связи с прекращением распространения ненадлежащей рекламы). Материалы дела переданы должностному лицу для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.