Радио-рекламу пищевых добавок признали ненадлежащей

ООО «Центр Здоровье» в эфире «Радио России» размещало рекламу БАД, а Московское УФАС снова разобралось в их лечебно-профилактических свойствах.

Так в рекламе БАД «Остроглаз» рекламодатель указал, что добавка обладает профилактическими свойствами, предотвращая развитие глазных заболеваний (в т. ч. таких опасных, ведущих к слепоте, как катаракта и глаукома). Кроме того, в рекламе указывалось на иное положительное влияние на организм человека БАД «Остроглаз».

Комиссия Московского УФАС России установила, что такая информация является недостоверной.

Согласно заключению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, в соответствии с ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», биологически активные добавки к пище относятся к пищевым продуктам и не применяются для лечения и профилактики каких-либо заболеваний.

Как установил антимонопольный орган, в Свидетельстве о государственной регистрации №77.99.11.3.У.2847.9.04 от 16.09.04 г., выданном Роспотребнадзором, БАД «Молодильные травы. Остроглаз» применяется в качестве биологически активной добавки к пище – источника цинка, селена, хрома, бета-каротина, витаминов С,Е, антоцианов. В Экспертном заключении №72/Э1707/б-04 от 01.06.04 г. ГУ НИИ Питания РАМН, указано, что эта БАД представляет собой комплекс, состоящий из растительных компонентов (экстракты плодов черники, зеленого чая, очанки лекарственной, корнеплодов моркови), витаминов (витамин Е, С и бета-каротин) и минералов (хром, цинк, селен). Согласно письму Испытательного центра Российской медицинской академии последипломного образования Росздрава от 26.01.06г., БАД «Молодильные травы. Остроглаз» рекомендован для внедрения в широкую медицинскую практику в качестве общеукрепляющего средства, источника цинка, селена, хрома, бета-каротина, витаминов С,Е, антоцианов. По заключению ГУ НИИ Питания РАМН, об эффективности БАД «Молодильные травы. Остроглаз» - «для защиты глаз и снижения риска возникновения глазных заболеваний, в том числе таких серьезных, которые грозят слепотой, как катаракта и глаукома» не представляется возможность судить без соответствующих клинических исследований.

Кроме того, в рекламе представлены сведения об отсутствии выраженных противопоказаний для применения БАД, «…только индивидуальная непереносимость отдельных компонентов, которая встречается очень редко. Ведь никакой «химии» в составе «Остроглаза» нет». В соответствии абз. 4 п. 7.13 Методологических указаний МУК 2.3.2.721-98 «2.3.2. Пищевые продукты и пищевые добавки. Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище», утвержденных Главным Государственным санитарным врачом РФ 15.10.98 г., недопустимо в рекламе создавать впечатление, что природное происхождение сырья, используемого в составе БАД, является гарантией ее безопасности.

Рекламу БАД «Остроглаз», размещенную в эфире «Радио России», с нарушениями п. 2 ч. 3 ст. 5 Комиссия Управления признала ненадлежащей. Рекламодатель (ООО «Центр Здоровье») получил Предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. Материалы дела переданы должностному лицу антимонопольного органа для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 14.3 КоАП РФ.



Аналогичное решение принято чуть позднее по итогам рассмотрения другого дела, также возбужденного в отношении указанного общества по признакам нарушения законодательства о рекламе. Как установил антимонопольный орган, радиореклама двух других БАД («Кардиола» и «Артризамин») также была ненадлежащей.

В рекламе БАД «Кардиола» указывалось: «Кардиола – это чистые сосуды, сильное сердце, долгая жизнь» и утверждалось, что БАД обладает активными профилактическими свойствами, препятствуя возникновению атеросклероза и гипертонии, стенокардии и ишемической болезни сердца, инфарктов, инсультов и склероза сосудов головного мозга.

В рекламе БАД «Артризамин» были представлены следующие сведения: «Давно пора облегчить жизнь своим суставам, именно для этого создан новый нелекарственный препарат «Артризамин», «Артризамин» помогает устранить дефицит глюкозамина, одну из причин возникновения суставных заболеваний, снижая тем самым риск их возникновения».

Однако, по информации испытательного центра Российской медицинской академии последипломного образования Росздрава, указанные БАД были рекомендованы для внедрения в широкую медицинскую практику в качестве общеукрепляющих средств, дополнительных источников витаминов и минеральных веществ.

Согласно заключению ГУ НИИ Питания РАМН, в «Свидетельствах о государственной регистрации» на биологически активные добавки к пище «Кардиола» и «Артризамин» в разделе «Область применения указана только информация о том, источником каких веществ данные виды продукции являются. Ни о какой эффективности или специфичности действия БАД информации не приведено. Следовательно, приписывать ей любые свойства медицинского характера не допустимо, несмотря на то, что подобные фразы включены в соответствующие Экспертные заключения. Используемые при рекламе БАД «Кардиола» и БАД «Артризамин» в эфире «Радио России» характеристики и термины не предусмотрены Экспертным заключением, равно как и «Свидетельством о государственной регистрации» данной продукции, поэтому недопустимы. Их использование нарушает п.2 ч.3 ст.5 ФЗ «О рекламе».