Московское УФАС России подвело итоги работы в формате диалога

30 июня состоялось обсуждение правоприменительной практики столичного антимонопольного ведомства с жителями Москвы, представителями власти и бизнеса

Мероприятие состоялось в рамках всероссийской реформы контрольно-надзорной деятельности. Такие публичные обсуждения с органами власти организуются в целях профилактики нарушений и повышения информированности всех заинтересованных в работе ведомства.

В ходе обсуждения были затронуты вопросы практики применения антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях, о рекламе, а также законодательства о государственных закупках и закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

С докладами выступили руководитель Московского УФАС России Армен Ханян, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по г. Москве Мерген Пашнанов, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков, начальник контрольно-ревизионного отдела в сфере контрактных отношений Управления Федерального казначейства по г. Москве Владимир Мурашов, а также уполномоченный по защите прав предпринимателей в г. Москве Михаил Вышегородцев.

Армен Ханян представил итоги работы Управления за 2016 год и первое полугодие 2017 года. Говоря о контроле в сфере государственных закупок, он отметил, что за прошедшие пять лет количество жалоб участников закупок увеличилось более чем в 5 раз – до 15 тысяч.

«Эта статистика говорит, прежде всего, не об увеличении количества нарушений, а о том, что у поставщиков и потенциальных участников госзакупок сложилось совершенно четкое представление, что если их права в рамках закупочной процедуры будут необоснованно нарушены, антимонопольный орган сможет восстановить справедливость», - подчеркнул он.

При этом, по словам главы столичного антимонопольного ведомства, 70% жалоб поступает на заказчиков московского региона.

Также отмечено увеличение более чем на 50% обращений со стороны заказчиков о включении субъектов предпринимательства в Реестр недобросовестных поставщиков (РНП). При этом количество решений ведомства о включении исполнителей по госконтрактам в Реестр в I квартале 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизилось на 10%.

«Ведомство обращает внимание исполнителей по контрактам, что при выполнении обязательств по договорам необходима четкая фиксация каждого шага и ведения претензионной работы. Это снизит риски включения в Реестр в случае, если заказчик в одностороннем порядке неправомерно расторг соответствующий контракт», - подчеркнул руководитель Московского УФАС России.

Среди наиболее частых нарушений, которые допускают заказчики – установление в закупочной документации чрезмерно детализированных требований к объекту закупки, конкретных показателей закупаемых товаров, а также использование в закупочной документации знаков препинания, при которых требования к объекту закупки можно трактовать двусмысленно.

Говоря о результатах работы Московского УФАС России по антимонопольному контролю торгов, руководитель столичного конкурентного ведомства сообщил, что в I квартале 2017 года поступило более 1 тысячи жалоб, по итогам рассмотрения которых выдано 231 предписание об устранении допущенных нарушений.

Кроме того, Армен Ханян напомнил, что Московское УФАС России в соответствии с курсом центрального аппарата ведомства проводит политику предупредительного контроля: «Практически по всему спектру потенциальных нарушений Закона о защите конкуренции мы сначала выдаем предупреждения, а не сразу возбуждаем антимонопольные дела. Институт предупреждений намного эффективнее и быстрее позволяет навести порядок».

Особое внимание в своем выступлении глава столичного антимонопольного ведомства уделил картельным сговорам на торгах. Он подчеркнул, что это – одно из самых серьезных экономических преступлений, которое крайне негативно влияет на состояние конкурентной среды, развитие и осуществление предпринимательской деятельности. «Картельные сговоры сдерживают развитие экономики, убивают конкуренцию, не позволяют снизить стоимость предмета закупки, ухудшают качество предоставляемых услуг и в итоге приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств», - добавил он.

В процессе обсуждения представители контрольно-надзорных органов ответили на ранее поступившие вопросы, а также на вопросы из зала.

Подводя итоги обсуждения правоприменительной практики Московского УФАС России, Армен Ханян выразил надежду, что подобные мероприятия станут постоянным элементом диалога бизнеса, власти и граждан. Он подчеркнул, что главная задача такого диалога – обсуждение практических проблем антимонопольного регулирования, а также конкретных ситуаций, с которыми в своей деятельности сталкивается предпринимательское сообщество.

«Московское УФАС России всегда открыто к диалогу и обсуждению актуальных проблем со всеми, кто заинтересован в развитии конкуренции в регионе», - отметил он в завершение мероприятия.