• twitter
  • facebook
  • livejournal
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram
  • soundcloud

Госзаказ с непростой судьбой

Сфера деятельности: Контроль госзакупок

В последнее время нам всем очень много приходится слышать критики в адрес закона о размещении заказов (94-ФЗ) и принятии вместо него закона о Федеральной контрактной системе (ФКС), который волшебным образом должен решить все существующие в сфере госзаказа проблемы. При этом в критике 94-ФЗ смешалось все - и объективная критика его недостатков (которых немало), и непрофессионализм при его применении, и откровенный лоббизм людей, которым он "мешает жить": раньше можно было снять трубку телефона и договориться о госзаказе, а теперь им приходится ходить на электронный аукцион, который энтузиазма у них не вызывает.

Закон вскрыл все проблемы, которые есть в нашем законодательстве (в том числе отраслевом) и показал их обществу. И общество решило, что если так много проблем, значит, видимо, виноват в этом сам закон. Это то же самое, что винить зеркало, в которое смотришься.

94-ФЗ позволил предпринимателям во многих случаях выигрывать государственные и муниципальные заказы без взяток и связей. Да, не всегда и не везде, но за счет введения электронных аукционов и общероссийского портала ситуация в сфере госзаказа кардинально улучшилась, и особенно это заметно в появлении общественного контроля. Многие журналисты теперь начинают свой день с того, что заходят на www.zakupki.gov.ru, пишут о скандальных заказах, после чего такие торги часто отменяются, а органы власти начинают по-другому относиться к своей работе.

Одно из частых заблуждений про 94-ФЗ заключается в том, что он не позволяет закупать качественную продукцию. Дело в том, что возможности получить качественный результат в законе заложены. Другое дело, что заказчики очень часто сами создают себе проблемы, так как не устанавливают нормальные требования к продукции, условиям оплаты, забывают про выставление требований к финансовому обеспечению, порядок приемки и штрафные санкции. Безусловно, в законе есть нерешенные проблемы и понятны пути их решения, но если заказчик профессиональный, то он и сегодня добивается качественного результата, если не профессиональный, то срыв контрактов или завышенные цены он начинает объяснять "плохим" законом, так как это самый легкий путь уйти от какой-либо ответственности.

Теперь давайте рассмотрим законопроект о ФКС, который нам предлагает Минэкономразвития. В этом документе при всей декларативности подходов о комплексности и системности нет почти ничего, делающего его действительно комплексным и системным. Про планирование всего несколько слов, про приемку - что она должна быть качественной, про ответственность общие фразы, а все остальное на 80% - это просто испорченный текст 94-ФЗ. А красивые слова о "комплексности", "системности" и "ответственности" сами по себе, к сожалению, не приводят к решению задач, поставленных руководством страны по совершенствованию системы госзаказа, в первую очередь по борьбе с коррупцией.

Вместо этого в рамках борьбы с коррупцией в представленном Минэкономразвития законопроекте о ФКС нам фактически предлагаются нормы, которые приведут к ровно обратному результату - возврату к коррупционным практикам 1990-х годов.

Приведу несколько примеров. В законопроекте о ФКС основной процедурой закупок нам предлагается сделать конкурс с отбором победителя практически полностью на основе субъективной оценки заказчика, а также установить ряд случаев, когда допуск участников к торгам будет осуществляться заказчиком по их репутации, то есть заказчик будет абсолютно произвольно решать, кого пускать на торги, а кого нет.

В случае снижения цены более чем на 25% нам предлагается дать право заказчику по своему желанию отстранять участников от конкурсов, а вместо электронного аукциона в этом случае будет проходить запрос предложений от компаний (всего за три дня) с изменением условий торгов на основе фактически произвольной оценки предложений участников. Также нам предлагается дать возможность заказчику покупать товары без торгов, если заказчик считает, что только у этого поставщика есть данный товар.

Вместо единого общероссийского портала предлагается создать распределенную информационную систему, содержащую ссылки на разные сайты. То есть можно будет забыть про единый общероссийский сайт с общей поисковой системой по всем размещаемым заказам и заключенным контрактам.

Нам предлагается, чтобы рассмотрение жалоб по госзаказу на региональные и муниципальные власти осуществлялось только самими региональными и муниципальными властями. Самоконтроль - это, конечно, удобно, но, мягко говоря, не очень эффективно.

Предлагается лишить предпринимателей действенного механизма защиты их прав путем отмены приостановки торгов при подаче ими жалобы - таким образом, к моменту принятия решения по жалобе контракт уже будет заключен и говорить о восстановлении прав предпринимателя будет просто бессмысленно. С таким подходом к экономике согласиться невозможно, так как это путь не развития, а деградации.

Кроме того, согласно законопроекту о ФКС требуется разработать и принять более 50 (!) новых подзаконных актов. Такое количество говорит лишь об одном: огромное число положений законопроекта не продумано, с таким же успехом можно было бы весь закон сделать из ссылок на подзаконные акты и считать, что проделана необходимая работа по комплексному совершенствованию системы госзаказа.

При этом ключевые разногласия в идеологии между Минэкономразвития и ФАС в том, что Минэкономразвития считает, что заказчику надо дать большую свободу действий в выборе исполнителя контракта и смотреть на результат, в зависимости от которого надо заказчика наказывать или хвалить. Последствия такого подхода следующие.

1. Поскольку четких правил нет и непонятно, как оценивать полученный конечный результат и средства его достижения, заказчики будут дезориентированы в своей работе. Это неизбежно приведет к произволу по отношению к заказчикам со стороны контролирующих и правоохранительных органов.

2. Будет потеряна конкурентная среда и произойдет резкий всплеск коррупции, ведь можно будет совершенно свободно отсекать от контрактов по госзаказу "не своих" предпринимателей. В результате - контракты по завышенным ценам с постоянно снижающимся качеством со "своими" компаниями.

Действующий закон (94-ФЗ) действительно требует совершенствования, но это работающий механизм, а законопроект Минэкономразвития о ФКС работать просто не будет. При этом мы не говорим нет Федеральной контрактной системе как таковой: ФАС с учетом правоприменительной практики подготовила законопроект, решающий основные проблемы госзаказа, в том числе задачи, поставленные президентом и правительством, по снижению уровня коррупции и системной увязке всех стадий закупок.

Но при такой полярности взглядов федеральных ведомств на госзаказ и экономику страны в целом сферу госзаказа в любом случае ожидает в будущем непростая судьба.